gnoris (gnoris) wrote,
gnoris
gnoris

Categories:

Соблазн

Младшая дочь, семнадцати лет, спросила на днях с изумлением: «Почему так много стало ребят, которые всерьез считают себя коммунистами?»

Что тут сказать?.. Конечно, интересно было бы у самих ребят об этом спросить, но и нам не зазорно будет, я думаю, поразмыслить на эту тему.


Конечно, надо полагать, в подобном выборе играет свою роль и так называемый юношеский максимализм, желание во всём добиваться и искать справедливости и «бороться» со всеми, кто, как кажется, живёт и действует не по правде… Всё это есть. Но вот ведь в чём дело. С несправедливостью ведь можно бороться и по-христиански. С верою и терпением вдохновенно трудясь над благим преобразованием жизни. А можно день за днём «накручивать себя» в ожидании только повода к проявлению «святого» гнева, в котором правды не больше, чем пользы в керосине на пожаре. И вот к этому-то «праведному гневу», увы, до сих пор, так или иначе, призывают детей коммунисты и вообще левые всех мастей, беря на душу тяжкое бремя соблазна «малых сих».

На днях я прочитал удивительное, сочное и эмоциональное эссе Захара Прилепина: «Второе убийство Советского Союза». Правда, написано оно было в 2009-м году и многое что с тех пор поменялось в мире, но не думаю, что взгляды самого Захара поменялись с тех пор радикально.

Превознося Советский Союз, придавая ему величественно-эпические и даже мифологические черты, Захар опирается на свои детские воспоминания. На полноту жизни, чувство защищенности и доброго, мужественного покоя. Да, в этом я согласен с Захаром и, застав примерно то же время, даже более раннее, я тоже вспоминаю своё детство и жизнь своего Отечества с благодарностью и любовью. Но здесь важно сказать вот о чем. Во-первых, нам выпало счастье жить в то, относительно недолгое время, которое можно назвать «золотым веком» Советского Союза. Когда идея, положенная в основу нового строя, достигла максимального и полнейшего своего развития. Условно говоря, мы имели счастье наслаждаться плодами непостижимо громадного и напряженного труда огромной массы людей. Но за пределами нашей маленькой жизни и нашего маленького опыта осталось столько всего, чего никак не должно было быть в масштабах нашей великой Родины. За пределами нашего маленького личного опыта осталось море невыносимого ужаса и страданий настолько горьких и неоправданных, что человеческий разум не способен это вместить. И вот тут самое главное. Потому что причины этого громадного пласта ужаса – не в естественном ходе жизни, не в природе человеческого существования вообще и общественного устройства в частности. Причины этого ужаса заключаются именно в том, что группа людей, пусть даже большая и энергичная до одержимости… группа людей решила во что бы то ни стало провести грандиозный вселенский эксперимент, начав со своего народа и со своего Отечества, хоть и трудно с уверенностью утверждать что для этих людей Россия была Отечеством. Эти люди последовательно и целенаправленно, десятилетиями (до революции подпольно, а затем и в открытую, властно) - растлевали народ, уничтожая в нём веру в Высшую справедливость. Результаты этого растления оказались ужасны. И если на одну чашу весов положить счастливое детство Захара, моё счастливое детство и детство ещё миллионов детишек, живших  в тихие и благополучные времена, а на другую положить ужас и боль и страдания и смерть, и неразрешимость вопросов и страшный, безмолвный крик, обращенный к небесам всех тех уже не миллионов, а сотен миллионов детей, которые хлебнули в своей маленькой жизни всего того, чего «по естеству», по устоявшемуся и в общем доброму, православному укладу Русской жизни им не пришлось бы хлебнуть… Если положить эти два опыта детских жизней на две чаши весов Правды, то, будем честны – наша «счастливая» чаша никак не перевесит чашу всех тех несчастных жертв кровавого эксперимента, который Захар называет Великой… Октябрьской… и Социалистической революцией. А я, как и многие другие – страшным и кровавым мороком и переворотом.

Да, конечно, скажут, что никакая кучка негодяев не сможет перевернуть жизнь огромной страны, если перемены в этой жизни не назрели. Но вот в том-то и дело, что Бог «льна курящегося не угасит» и «трости надломленной не переломит», то есть Сам Творец не вмешивается в человеческие дела, там, где они могут и должны быть разрешены терпением и добрым, чутким  благоразумием. И ведь на самом деле так бывает в жизни отдельного человека и в жизни семьи и в жизни общества. Когда запутался, навалилось со всех сторон, тяжко стало, невмоготу и только тронь – всё обрушится и сама жизнь и отношения и целостность существования. И вот в это самое время качнуть в сторону пропасти  - есть самое легкое и вместе с тем самое подлое и гнусное дело. Вот в этом, я думаю и состояла роль тех самых немногих, но пламенных соблазнителей народа, которым лучше бы «жернов повесили на шею» и бросили бы их в воду, чем отвечать им теперь перед Богом за то, что они натворили…

Повторюсь, я с уважением отношусь к Захару, но, думаю, что его благородная любовь и преданность Советскому Союзу во многом есть с одной стороны преданность тому прекрасному мифу, который был создан трудами и жертвами огромного числа порядочных и честных людей. И в этом смысле я с солидарен Захаром, потому что эта жизнь – настоящая, высокая, самоотверженная и в подлинном смысле этого слова великая – не прекращалась на Руси даже и после переворота. И мы можем эту жизнь тоже назвать Советской. Но нельзя, невозможно, несправедливо и нечестно, а если угодно и подло – оправдывать безумную и кровожадную одержимость всех тех, кто в жертву безумным и жалким идеям безбожного «коммунистического рая» приносили жизни обычных людей. Людей, которые совсем не хотели страдать, сходить с ума от ужаса и бессилия и умирать в ужасных конвульсиях тела и разума, а просто хотели жить, верить, любить, пахать землю и растить детей, пусть даже страдать, но в меру отведенную Богом,  а не безумными экспериментаторами. И пусть это ужасное попущение есть именно следствие массового безумия – но не оправдывать это безумие нужно, не возводить его в ранг величественного достоинства, а горько плакать о нем и покаянно преображать свою жизнь.

Вот это и есть ключевые слова: любя всем сердцем Родину во все времена её непростого существования, перед лицом правды Божией и перед сонмом умученных безвинно «ради высокой идеи» – обличать ложь, приведшую наше Отечество к катастрофе и не изжитую ещё до сих пор. Это важно, потому что если мы будем превозносить и воспевать «романтический пафос» восстания, то это будет означать только одно – мы так ничего и не поняли и не раскаялись в своём восстании против Бога, а значит и дальше готовы собирать угли на наши головы и на головы наших несчастных, ни в чем не повинных детей. И надо нам прямо и твердо сказать, что выбор наш лежит между идеей безбожного рая на земле и неважно уже будет это коммунистический или вселиберальный рай и - жизнью, согласной с Богом и Его правдой. А эта жизнь, построение её возможно только если мы честно отделим в сознании своем веру от безверия, правду от лжи, красоту от уродства, жизнь от смерти, православие от коммунизма… сделаем сознательный выбор, избрав одно и отвергнув другое, а не будем пытаться всё смешать и назвать добром только потому, что нам так кажется верным, потому что всё это разом нам хочется уместить в прекраснодушный миф о Великом Советском Союзе.

Из безусловного приятия этого мифа и рождается задиристое, в общем понятное в юношестве, но вызывающее недоумение в зрелых – непрестанное фрондо по отношению к нынешней власти. Когда молодежь начинает выискивать огрехи, промахи и недостатки в организации государственной жизни и не замечает, что эта пагубная привычка, меняет их сознание и не позволяет уже относиться к Родине с великодушием и любовью, а только критиковать и враждовать и грозить... Но послушайте, может быть хватит уже революций и революционных настроений, давайте будем вместе жить и строить новую жизнь в согласии с Богом, по совести, не проклиная, не унижая друг друга, но снисходя к немощам друг друга, даже если это немощи «чуждого нам класса» будь то предприниматели и промышленники или чиновники государственного аппарата.

Потому что если что и спасет Россию, то это взаимное великодушие всех её членов, любовь к своему Отечеству, находящая выражение в уповании на Бога, в повседневном созидательном труде, в разумном преодолении возникающих разногласий и трудностей.
Tags: Государство, О вере, Общество, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments